Стремление человеческого Эго обратить в свою пользу все что угодно, даже процесс внутренней трансформации и освобождения от самого Эго.
Духовный материализм — опасное состояние, в которое может попасть пытающийся или совершающий духовные деяния адепт любой веры или философии, связанный со стремлением человеческого Эго обратить в свою пользу все, что угодно, даже процесс внутренней трансформации и освобождения от него самого.
Правильное движение по духовному пути — весьма тонкий и часто небезопасный процесс, при котором неизбежны многочисленные различного рода отклонения, которые ведут к ложной искаженной эгоцентрической версии духовности.
Полагая, что мы развиваем духовность, мы вместо этого при помощи духовной практики только усиливаем свою эгоцентричность. При этом имеет место фундаментальная ошибка, при которой вместо подлинной духовности практикующий занят попыткой ее подражания.
Обычные способы исправления данного отклонения часто не дают должного эффекта, так как продолжают искажаться самим Эго, которое постоянно старается накапливать и использовать знание учений для собственных целей. Эти учения принимаются как нечто внешнее по отношению к собственному «Я», что-то вроде интересной "философии", которой мы пытаемся следовать, преломляя ее через призму ранее существовавших культурно-антропологических образцов и моделей, без так назывемого нелогического инсайта безличной мудрости(праджни). В действительности,адепт не желает отождествлять себя с этими учениями и не хочет стать им,убрав "наблюдателя". Если в религии говорится о передаче себя Абсолютной Истине под разными наименованиями и отречении от собственного «Я», мы делаем попытки как-то изобразить этот процесс, совершая соответствующие движения, жесты, произнося соответствующего рода слова, но в действительности не желая по-настоящему пожертвовать ни одной частью своего ранее привычного образа жизни или мышления.
Таким образом, мы становимся искусными в подражании "религиозными актерами" и часто сознательно или подсознательно оказываемся невосприимчивыми по отношению к подлинному смыслу учений, которым следуем, находя известное удовлетворение в том, что играем в последователей духовного пути.