Данный подход был предложен одним из лучших специалистов по ТРИЗ – Борисом Львовичем Злотиным.
В 1977 году Б. Злотин начал работать на крупнейшем в бывшем СССР машиностроительном предприятии в качестве «профессионального изобретателя» - решателя проблем имеющих существенное значение для компании (сперва это были чисто технические проблемы, позже и любые другие). Первые же месяцы работы показали, что наиболее часто приходится «воевать» с проблемами выявления и устранения причин появления брака, дефектов продукции, низкого качества и т.п. И оказалось, что классический ТРИЗ для решения этого класса проблем очень трудно применять.После нескольких попыток адаптации ТРИЗ к таким проблемам был почти случайно придуман прием, основанный на идее преобразования исходной задачи.- то есть превращение задачи из исследовательской в изобретательскую.
В двух словах, суть подхода состоит в том, что по определенным процедурам производится анализ исходной ситуации, исходя из имеющихся ресурсов (то есть, того, что уже есть в анализируемой системе и её окружении) и прогнозируются возможные аварии.
После этого задается вопрос: что и как нужно изменить в системе, чтобы избежать выявленных потенциальных аварий?
В примере, приводимом ниже, спецслужбы явно «прозевали» простейшее решение террористов:
ДИВЕРСИОННЫЙ ПРИМЕР. «В Америке потратили миллиарды долларов на разработку искусственного интеллекта, способного заменить человеческие ресурсы (проект ELINT - electronic intelligence - электронной разведки). Когда проект ELINT был готов, президент Джимми Картер отозвал всех американских агентов с Ближнего Востока. С тех пор Соединенные Штаты не задержали ни одного крупного террориста, которые перешли на старые добрые способы связи через курьеров. Террористы перестали пользоваться телефонами и радиопередатчиками, тем самым сведя на нет все значение ELINT».
Пример. Проводилась работа по снижению стоимости и повышению надежности автоматических выключателей очень большой мощности. Группа специалистов была собрана по приказу «большого начальника», против желания участников. Б. Злотин, назначенный руководителем группы, чтобы вести мозговой штурм и применение ТРИЗ, был в этой группе самым младшим по возрасту и низшим по служебному положению. Члены группы, которые считали, что никакие улучшения невозможны и были обижены выбором руководителя, фактически саботировали работу, отказываясь генерировать идеи в процессе мозгового штурма или высказывая заведомо неприемлемые варианты.Стремясь немного «расшевелить» участников ведущий сказал: «Ну ладно, улучшить систему вы не можете, а вот ухудшить можно?». Последовали явно издевательские предложения – ударить изделие большим молотом перед передачей заказчику, сделать электрические контакты из дерева и т.п. На это ведущий возразил – так испортить любой дурак может, но наши заказчики не дураки, они такое изделие не примут. А как ухудшить, чтобы они этого не заметили? Кто-то из группы сказал: «Ты что, хочешь диверсию придумать?»
Как ни странно, идея «изобрести диверсию» вызвала интерес и люди начали генерировать идеи. И через несколько минут была высказана явно работоспособная «диверсионная идея», поразившая всех – она полностью объясняла аварию с очень тяжелыми последствиями, произошедшую несколько лет назад, причины которой оставались до сих пор не понятными. Саботаж был моментально забыт, все включились в активную работу по углублению понимания аварии и возможностям предотвращения таких аварий. Самое интересное – «лед тронулся», саботаж был забыт и впоследствии группа очень хорошо работала по поиску других идей.
Обдумывание результатов этого проекта привело к созданию методики, получивший название «диверсионный анализ» потому что в этом случае специалист, решающий задачу должен думать как «диверсант». Сегодня в Америке и других странах Западного мира "диверсионный анализ известен под названием Anticipatory Failure Determination (AFD) С конца семидесятых «диверсионка» начала использоваться использовался в наших работах постоянно и не только для выявления причин брака. Другим важным применением этого метода стало прогнозирование возможных нежелательных явлений, особенно при внедрении новых технологий или продуктов.
Пример. Предприятие готовилось к выпуску нового типа электрической мясорубки. Был проведен «диверсионный анализ» на тему – «Как с помощью нашей мясорубки нанести вред людям?». В результате было выявлено, что в этой мясорубке есть зона, куда во время работы может проникать мясной сок, а хорошо промыть эту зону невозможно. Это значит, что в ней могут возникать процессы гниения, размножаться опасные бактерии, это приведет к появлению неприятного запахи и возможности инфекции и т.п. Простейший опыт подтвердил худшие опасения. Выход на маркет был немного задержан, но зато проблема была предотвращена.
Основная идея «диверсионного анализа» очень проста. Вместо того, чтобы стараться понять – почему и как этот данный вид брака или дефект возникает, мы формулировали другую задачу: «допустим, мне поручено добиться именно такого эффекта. Как я мог бы это сделать, используя те ресурсы, которые имеются в существующей системе?» Такое преобразование задачи, получило название «инверсия задачи», оно близко по сути к тому, что позже было названо «реверс инженеринг» (RE), но в отличие от характерного для RE «переизобретения» продукции других производителей, специалист по «диверсионному анализу «переизобретает» механизмы «стихийные», возникающие против воли людей.
При практическом применении «диверсионного анализа» выяснилась очень интересная особенность – очень часто инверсия приводит к простым и легко решаемым без специальных изобретательских методов инженерным задачам. Поэтому после инверсии рассматриваются обычные инженерные методы осуществления такой или подобной ей функций в разных отраслях техники и науки. Нередко это сразу дает ответ. Если же нет, используется инструментарий ТРИЗ для изобретения соответствующего метода.
Систематическое применение метода позволило очень эффективно работать в направлении повышения качества и эффективно обучать специалистов компании этой работе. Со временем обнаружился интересный эффект: общепринятые специалистами объяснения причин появления брака и дефектов очень часто оказываются совершенно неверными, не имеющими ничего общего с реальностью. Мы научились относиться с подозрением к объяснениям типа «это все знают» если они не позволили устранить данный нежелательный эффект в течение долгого времени. Впоследствии, занимаясь решением научных задач в самых разных областях мы обнаружили тот же эффект – очень многие привычные объяснения, циркулирующие и принятые в научной среде, оказывались не более чем фантазией.