Понравилась одна статья из журнала Upgrade Special. Есть над чем задуматься... Попутно, создавая эту статью, нашел материал о том, как на самом деле должна была закончится Матрица, если бы не ряд обстоятельств...
IMDb 8.5
"Когда люди изобрели компьютер, они и не подозревали, что ввязываются в одну из самых опасных и захватывающих авантюр, когда-либо придуманных человечеством. Да и сегодня никто не имеет ни малейшего представления о том, во что это все выльется. Можно только предполагать. Что мы все, собственно, и делаем.
Сразу оговорюсь: мы не будем заниматься рисованием апокалиптических картин порабощенного компьютерами человечества, равно как и не порадуем вас утопическими идиллиями о безоблачном будущем, в котором люди и компьютеры, помогая друг другу, познают тайны природы и самосовершенствуются. И то, и другое одинаково скучно и бестолково. Вместо этого мы попытаемся проанализировать, на каком этапе мы находимся сейчас и что нас ждет в ближайшем и немного отдаленном будущем. А с тем, что это будущее неразрывно связано с будущим компьютеров, наверное, никто спорить не будет.
Удивительное дело: совсем недавно, и многие из нас еще помнят эти времена, компьютером называлась машина для электронных вычислений. Сегодня компьютеры захватили почти все сферы деятельности человека – от детских игрушек до систем управления энергоснабжением городов и даже стран. Если предположить, что в один прекрасный момент перестанут работать все компьютеры, человечество постигнет самая глобальная из всех катастроф, случившихся со времен последнего ледникового периода.
Что нас ждет? Война или ассимиляция? Роботизированное человечество или одухотворенные машины? Новый мир или медленное угасание?
Начать нужно издалека. Первые настоящие компьютеры понимали только один язык – язык машинных кодов. Но очень скоро они научились (точнее, их научили) переводить с других языков. Это был первый шаг в эволюции компьютеров – самой быстрой и прогрессивной эволюции в истории нашей планеты.
Ключевым понятием в истории общения человечества является символ. Дело в том, что человек по-другому не понимает – ему все нужно как-то обозначить. Он и общается символами, и мыслит символами. И, естественно, приучил к символам компьютеры. Вся информация от человека к компьютеру и обратно передается посредством символов – от нулей и единиц в машинных кодах до иконок на рабочем столе Windows и системных сообщений, выводимыми на экран дисплея.
Следующим шагом в развитии отношений человека и компьютера стало изобретение «дружественного» интерфейса. То есть понятного не только специально обученным программистам, но и другим людям, далеким от программирования, хотя и обладающим достаточным количеством интеллекта, чтобы ассоциировать события на экране с процессами, проистекающими в компьютере.
Чтобы еще больше приблизить к себе компьютеры, люди научились делать предметы, облегчающие общение с ним, – компьютерные мыши, виртуальные очки и шлемы, наконец, имплантаты. С развитием же нанотехнологий люди станут пускать компьютеры себе в кровь и заменять компьютерами части своего тела. А что же сами компьютеры? Они так и будут безропотно переносить все прихоти человека? Или все же восстанут против людей и поработят их?
Лучше всего на это вопрос пока ответили братья Вачовски в своей трилогии о Матрице. Конечно, голливудское кино остается голливудским кино, и те, кто посмотрели одну, две или все три его части, могли увидеть лишь экшн, кунг-фу и захватывающие гонки на хайвее. Но могли увидеть и другое.
В фильме человечество практически окончательно порабощено и существует в качестве батареек для злобных машин. Самым циничным образом оно при этом видит виртуальные сны, в которых на улице счастливые 1990-е годы и кругом, куда ни глянь – благополучная, процветающая Америка (о президенте Буше-младшем еще никто не слышал).
Но находится кучка людей, которые не хотят существовать на правах плантационных растений, эти люди вырываются на свободу, строят подземный город и начинают вести неравную и безнадежную войну против машин, уповая лишь на Провидение, посланное им в виде Нео — Суперчеловека, Который Может Все. И Нео приходит.
Он находит способ побороть машины, спасает подземный город и заключает с машинами договор, что они не будут больше трогать освободившихся из Матрицы людей и более того – не будут препятствовать дальнейшему освобождению порабощенных.
Такова внешняя сторона идеи, заложенной братьями Вачовски в фильме. А теперь посмотрим на нее с другой стороны, лишь немного подумав над тем, что на самом деле хотели сказать и показать братья.
Матрица – это программа, созданная машинами. Но не железными существамим с радарами и автогенами в щупальцах, а неким Компьютерным Разумом (который проявляет себя дважды в фильме – в виде старика Архитектора и некоей роящейся субстанции в самом конце трилогии).
Зион, подземный город, — на самом деле тоже программа, созданная тем же Разумом (вспомните, что Нео остановил «спрутов» вне Матрицы, а также то, что агент Смит, безусловно являющийся программой, смог проникнуть в Зион). Зион – это карантин, куда антивирусная программа складывает вирусы и аномальные программы, потенциально способные нанести ущерб системе.
Как только внутри Матрицы возникает аномалия, система помещает ее в карантин посредством программ — антивирусных ботов (Морфеус и другие капитаны кораблей) под видом «освобождения» от Матрицы. Если и после этого вредоносные элементы (то есть реальные люди, существующие в Матрице в виде собственных аватаров) продолжают вредить системе, их уничтожает другой блок антивируса – «агенты». Вообще же Зион системе нужен для того, чтобы наблюдать, как ведут себя вредоносные элементы, на что они способны и как они мутируют (то есть «учатся» боевым и прочим искусствам, а также способам противостоять и изменять законы Матрицы).
Когда в карантине накапливается критическая масса вредоносных элементов, способная как-то повлиять на жизнедеятельность системы, он очищается посредством «перезагрузки». Есть два способа перезагрузки – физическое уничтожение всех людей, аватары которых перемещены из Матрицы в Зион (что достаточно сложно, если вспомнить, что они по-прежнему существуют в виде подключенных к системе «батареек»), либо путем запуска чистящей программы The One, которую должен инициировать аватар Нео.
(Интересно, что персонажу Киану Ривза врут практически все, с кем он сталкивается с самого начала трилогии – Морфеус, Тринити, бабушка-Оракул, Архитектор, и он каждый раз покупается на очередную провокацию. Не врут ему лишь Меровинген и агент Смит в видоизменененной форме, но об этом позже.)
Итак, мы видим, что люди в будущем могут существовать в нескольких формах:
1. В виде физического организма, который на самом деле вряд ли является для машин источником питания. Ведь жизнедеятельность каждого такого организма тоже нужно поддерживать, для чего требуется энергия, а по закону сохранения энергии нельзя производить энергии больше, чем тратить, иначе это будет вечный двигатель. Скорее всего, люди используются машинами в качестве генераторов случайных импульсов – идей, изобретений, новых и свежих мыслей, а значит, их нужно поддерживать в рабочем состоянии, для чего и создана программа Матрица.
2. В виде собственного аватара. С этим все понятно, любой, кто играл в компьютерные игры, знает, что это такое.
3. В виде аватара, к которому присоединена программа, или аватара, исполняющего программу, или и того, и другого вместе. Пример – Нео: это аватар, несущий программу The One и одновременно исполняющий другие программы (инициированные Оракулом, Морфеусом или Тринити).
4. В виде разума, полностью записанного в программу. Очевидно, что Меровинген – один из первых людей, исполнявших программу The One, но нашедший способ уцелеть после перезагрузки, которая была инициирована программой. Один из возможных гипотетических способов – это превратиться в «голову профессора Доуэля», только до конца, переписав всю информацию из мозга в компьютер. Меровинген существует в скрытой области системы, недоступной самой системе, поэтому в его замке нет агентов.
Теперь о роли Компьютерного Разума во всем этом. Очевидно, что ему люди нужны настолько же, насколько людям нужны компьютеры – он не может без них существовать. Сегодня мощь каждого отдельно взятого компьютера слишком мала для того, чтобы в нем зародились хотя бы зачатки искусственного интеллекта.
Однако десятки миллионов компьютеров, соединенных в сеть, вполне сопоставимы по количеству связей в человеческом мозге и превосходят его по вычислительной мощности. А это значит, что рано или поздно в такой сети должен возникнуть разум. Подобная сеть у нас уже есть – это интернет, как вы понимаете. Количество компьютеров, подлюченных к ней, из года в год растет.
Естественно, этот разум не сразу осознает себя и окружающую его среду, в процессе этого осознания он будет совершать множество ошибок. Их наверняка заметят люди, а заметив, задумаются, к чему может привести развитие такого разума.
Как будут действовать люди, тоже вполне понятно. В отличие от компьютерной сети, которая уже сейчас может наращивать вычислительную мощь за счет количества подключенных к ней компьютеров, люди такой способностью не обладают. Даже двум людям трудно между собой договориться, не говоря уже обо всем человечестве.
Другими словами, люди с зарождающимся компьютерным разумом ничего поделать не смогут. Вряд ли они, даже осознав опасность самостоятельного существования компьютерного разума, смогут просто отказаться от компьютеров или интернета. Единственное, что им останется – это ассимилировать себя с компьютером путем имплантатов или же путем подключения себя к Сети.
К Сети мы себя уже давно подключаем, более того, многие из нас не могут без нее нормально существовать. В дальнейшем эта зависимость лишь усилится, перейдя из чисто психологической в психофизическую, а затем и просто в физиологическую.
Но вернемся к Матрице. Братья Вачовски косвенно намекают нам, что не все люди оказались подключенными к Сети. Или же не все люди подключены к одной Сети – в фильме существует и некая сила, направленная на разрушение не только Матрицы, но и Зиона. Это перерожденный агент Смит, мощный вирус, созданный внешней силой и способный заражать даже основные программы внутри Матрицы (как, например, программа Оракул). Вероятнее всего, этот вирус и был создан людьми вне системы, или же, повторимся, иной системой. Следовательно, в будущем найдутся люди, не только осознающие опасность подключения всех к одной сети, но и предпринимающие по этому поводу какие-то действия.
С другой стороны, как справедливо отмечено в трилогии, люди сами стремятся в Матрицу. Извечное желание людей поменьше работать и побольше развлекаться в конце концов создаст если не саму Матрицу, то все условия для того, чтобы Компьютерный Разум подарил ее человечеству. Все, что ему нужно, — не вдаваться в крайности: не морить людей голодом и холодом, но и не давать им рая на земле. В первом случае они будут вечно страдать, во втором – превратятся в идиотов с атрофированными мышцами. 90-е годы XX столетия в США и есть один из самых оптимальных способов существования человечества.
Итак, к чему же мы пришли? Как ни крути, ассимиляция с компьютером представляется самым возможным вариантом взаимодействия человека и компьютера. В мире Вачовски компьютер и человек могут существовать в виде аватаров, то есть символов. Они взаимодействуют друг с другом посредством символов (слов, действий, предметов), для них написан интерфейс (Матрица), к которому люди подключены в виде плагинов-имплантатов.
Остается лишь один вопрос: не подключены ли мы уже к Матрице? Другими словами, не являемся ли мы порождением Компьютерного Разума? Вероятность этого настолько же велика, как и вероятность: а) происхождения человека от обезьяны; б) создания человека Богом; в) возникновения рода человеческого в результате действий инопланетного разума. Можно верить во что-то одно, можно не верить ни во что, можно допускать сочетания вариантов.
Можно предположить, что мы – аватары, созданные в виртуальной реальности людьми, которые также являются аватарами, созданными людьми, которые также в свою очередь являются аватарами… И так далее. Но здесь уже мы вступаем в ту область предположений, которая называется «есть ли Бог?», что выходит за рамки данной статьи и переносит нас в сферу теологических дискуссий".
Ссылка на статью: http://www.upspecial.ru/matrica-evolyuciya.html
Вот она статья с pikabu.ru про оригинальный сюжет Матрицы, который, к сожалению, был изрядно изменен.
"Теперь я наконец нашёл ответы на те глупые дыры в сюжете, что мучили меня в первом фильме. Это... Это просто гениально.
Многие кинокритики отмечают, что после концептуальной «Матрицы номер один» ее продолжения слишком сильно отдавали желанием заработать как можно больше денег на успехе предыдущей картины, чтобы считаться достойными фильма-предшественника. Возможно, все могло выглядеть совсем по-другому...
Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал — это уж точно.
К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца тоже не способствовал.
Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом — и эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!
Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.
Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая - суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.
Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте — этот явно лучше.
Итак, оригинальный сценарий истории:
С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.
Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание — может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).
Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор — верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .
'''И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.
To be concluded...
Третий фильм
После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)'''
В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи — в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.
Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.
Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.
Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно — за смерть Морфеуса и Тринити.
На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.
Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео — единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».
Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.
Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.
Зион — это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео - после его «перерождения» - будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.
Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди — рабы, и это никогда не изменится.
Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.
Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.
Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: - "В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь".
Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.'''
Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации — он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.
Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.
Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто".
Ссылка на статью: http://pikabu.ru/story/_1067738
Вот так-то! Никогда не верьте большому черному парню, носящему солнечные очки и плащ, предлагающему вам волшебную таблетку, которая активирует ваши супер способности в мире, о котором вы и представить не можете.
Ну и в конце веселый мульт - Матрица-1 за 60 секунд :-D
UPD: 07.08.2018 Как это не прискорбно признавать, но выходит что информация об альтернативной концовке матрицы все же фейк, который присутствует только в рунете..