Апофения

Апофени́я (от др.-греч. ἀποφαίνω — высказываю суждение, делаю явным) — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом, который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).

Конрад изначально описывал это явление в применении к искажению реальности, происходящему в психозе, однако теперь термин используется шире для описания подобной тенденции в здоровых индивидах, не обязательно предполагая при этом наличие психического заболевания.

С точки зрения статистики, апофения классифицируется как ошибка первого рода. Апофения часто служит объяснением паранормальных или религиозных утверждений, используется в журналистских спекуляциях.

Одним из примеров апофении является способность индивида наблюдать геоглифы там, где их нет.


Естественное образование на поверхности Марса, в котором многие видят человеческое лицо, породило ряд гипотез о его искусственном происхождении

Одним из широко известных проявлений апофении является так называемая «Тёмная сторона радуги» — теория, согласно которой альбом британской группы Pink Floyd The Dark Side of the Moon и кинофильм «Волшебник страны Оз» полностью совпадают и становятся единым художественным произведением, если включить музыку сразу после того, как в третий раз прорычит лев из заставки киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Музыканты Pink Floyd всегда опровергали эту теорию.

В своей статье Чарли Савадж приводит лишь несколько наиболее очевидных:

  • Во время первого трека «Breathe» Дороти балансирует и идет как канатоходец.
  • Строчка «никто не сказал, когда бежать» из трека «Time» возникает в тот момент, когда Дороти убегает из дома, чтобы спасти Тото.
  • Слова «домой, снова домой» из трека «Breathe» появляются, когда гадалка говорит Дороти вернуться домой.
  • Строка «И не нужно нести мне эту чушь насчет хороших дел» (Don't give me that do goody good bullshit) из трека «Money» соответствуют моменту, когда Глинда, добрая волшебница Севера, плывет внутри пузыря.
  • Строка «Черный... и синий» из трека «Us and Them» подходит к сцене, когда появляется злая ведьма Запада, одетая во все черное. Вскоре в песне мы слышим «а кто знает, что есть что» (игра слов в английском языке: «and who knows which is which» и «witch is witch» — две колдуньи противостоят друг другу).
  • трек «Brain Damage» (повреждение мозга) начинается почти в то же самое время, как в фильме персонаж говорит «если бы у меня только был мозг». В треке есть слова «душевнобольные на траве», и в фильме мы видим Страшилу, который лежит на траве, а потом отправляется по дороге из желтого кирпича.

Еще одно совпадение, которое заметили фанаты: когда Дороти пытается послушать сердце Железного Дровосека, в альбоме возникает звуковой эффект наподобие сердцебиения. Даже перерывы в альбоме и фильме соответствуют друг другу: «Money» (первая песня на второй стороне альбома) и сцена в Волшебной стране (вторая часть фильма) начинаются одновременно.

Исследователи этого феномена заметили и одно главное совпадение. Знаменитая обложка альбома ассоциируется с оригинальной звуковой дорожкой к фильму, которая называлась «Somewhere Over the Rainbow» («Где-то над радугой») и символизирует некий переход из черно-белого Канзаса в многоцветие страны Оз. Сам феномен получил название «Темная сторона радуги» (The Dark Side of the rainbow).

Пока фанаты тратили тысячи часов, исследуя связи между «Темной стороной Луны» и «Волшебником страны Оз», члены группы категорически — и не раз — отрицали связь между альбомом и фильмом и называли все аргументы простым совпадением.

В конце 90-х в различных интервью гитарист и вокалист Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) высмеивал эту идею. Ник Мейсон (Nick Mason), барабанщик группы, в шутку добавлял: «Это абсолютная глупость. Альбом не имеет ничего общего с «Волшебником страны Оз». Позже участники группы уточнили, что на момент записи альбома у них даже не было возможности воспроизвести фильм в студии.

Термин апофения связан с другим понятинем  - синхроничность — это термин, введенный известным психологом и философом Карлом Юнгом. Он обозначает «значимые совпадения», и Юнга частично вдохновило очень странное событие с участием одного из его пациентов.

Юнг взял за основу идею о том, что совпадения, которые случаются на вид не случайно, могут изначально проявляться в сознании человека, воспринимающего эти совпадения. Один пациент страдал от некой подсознательной травмы, и однажды ночью ему приснился жук — золотой скарабей, большой и редкий такой жук. На следующий день во время сеанса с Юнгом и после описания сна, в окно комнаты ударилось насекомое. Юнг взял его — это был золотой скарабей, весьма редкий для климата этого региона. Он впустил его в комнату, и пока пациент поднимал свою челюсть с пола, подробно описал свою теорию значимых совпадений.

Смысл скарабея в том, что пациент был знаком с его значением — тотем смерти и возрождения в древнеегипетской философии. Он был для пациента символом отказа от старых способов мышления, которые затрудняли его лечение. Однако для Юнга инцидент укрепил идею синхроничности и ее последствий: наши мысли и идеи, даже подсознательные, могут оказывать реальный эффект на физический мир и проявляться в нем способами, которые имеют для нас значения.