Мир дикого запада

Новый сериал «Мир Дикого запада» (Westworld), вышедший на телеканале HBO, начинается с обескураживающего диалога, в котором встревоженный программист допрашивает неисправного робота: «ты когда-нибудь сомневался в том, что существуешь в реальном мире?» В данном случае реальный мир — это огромный тематический парк аттракционов. «Приезжие» или гости, выкладывающие за развлечения по 40 тысяч долларов в день, прибывают сюда на паровозе и оказываются в городе старого Дикого запада, будто сошедшем с картинки, в котором живут «хозяева» — человекоподобные роботы, запрограммированные так, чтобы не задаваться вопросами в отношении этих незнакомых людей, непрерывным потоком появляющихся в их «жизни». „Приезжие” ищут то же, что мы, — объясняет неисправный робот. — Место, где можно почувствовать себя свободным. Где можно воплотить свои мечты». Жизнь в этом Западном Мире, по сути, устроена как чередование сна и бодрствования — каждую ночь события в памяти роботов стираются, и на следующий день они встают с постели обновленными и «отдохнувшими». Если они умирают, то со сменой дня вновь оживают.

В ремейке, снятом на HBO, «Мир Дикого запада» — это не просто место для мужских развлечений, а сложный психологический пейзаж, где инстинкты и желания человека могут вырваться на свободу, где не существует никаких правил и никаких рамок. (Один из посетителей парка рассказывает своему спутнику, что когда он был здесь в первый раз, он выбрал рыбалку с женой и детьми. Но в следующий раз он «оторвался по полной» и считает это время «лучшими двумя неделями» в своей жизни). В самом парке заправляет доктор Роберт Форд (Энтони Хопкинс) — классический богоподобный персонаж, присутствующий во многих сюжетах с участием носителей искусственного интеллекта. Фильм отчасти является духовным размышлением, стремлением познать бога: в сцене в конце первого эпизода поврежденный, вышедший из-под контроля робот говорит Форду, что его цель — «встретиться с моим создателем», а затем, процитировав строки из Шекспира и Джона Донна, угрожает своему создателю.

Самым яркими проявлением дерзновенности авторов «Мира Дикого запада» является то, что они предлагают ответить на вопрос, откуда берется сознание, и как оно может появляться у машин. Человек-робот уже не просто услужливый раб — у него есть память, такая же память, как у нас. И хотя память человекоподобных роботов ночью стирается, в своих сновидениях они могут вспомнить свое прошлое, в том числе, когда их мучили или убивали. Чтобы сделать своих роботов более похожими на людей, Форд встраивает в них программу «обновления», позволяющую добавлять из их памяти новые жесты и мысли. Быть человеком или похожим на человека, говорят авторы «Мира Дикого запада» — это когда твоя жизнь оставляет в твоей душе след, причиняет тебе боль, травмирует тебя.

http://inosmi.ru/culture/20161030/238108802.html